Интервью с ветераном ВОВ Т. А. Покровской

ИНТЕРВЬЮ С УЧАСТНИКОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОКРОВСКОЙ ТАМАРОЙ АРКАДЬЕВНОЙ

Дата проведения: 03.02.2020 г.

Ветераны Великой Отечественной – это удивительные люди. Люди, которые на пределе своих возможностей, не жалея сил, сражались с фашизмом – величайшим злом 20-го века. Солдаты-красноармейцы, герои труда, медики и санитары - все те, чьими усилиями была скована Великая Победа. Героиня нашей сегодняшней статьи – Тамара Аркадьевна Покровская – не была на фронте, она работала в военном госпитале. Благодаря ей многие фронтовики вернулись домой, а семьи вновь обрели отцов и сыновей. Будучи медсестрой, она спасла не одну жизнь, порой ценой собственного здоровья.

Тамара Аркадьевна Покровская родилась 2 декабря 1925-го года в маленьком городе Южа, что в Ивановской области. Но жизнь распорядилась так, что семье Покровских не удалось прожить счастливую жизнь в тихом городке. Аркадий Федорович, глава семейства, был главным бухгалтером Ивановского леспромхоза, по долгу службы часто бывал в маленьких деревнях области и видел голод и бедность местных жителей. Так случилось, что, по словам Тамары Аркадьевны «он сказал об этом не тому, кому было можно».

В итоге – донос, арест и лагеря. Аркадий Федорович был репрессирован, а его супруге пришлось подать на развод и отправиться в Черноморское, небольшое поселение в Крыму. С семьями репрессированных в те времена обращались как с врагами народа, а тот небольшой поселок был убежищем для родственников осужденных.

Мама, учительница по образованию, осталась одна с тремя детьми. Из-за истории с мужем она долго не могла найти работу. Тамара Аркадьевна вспоминает, как тяжело они с мамой жили в Черноморском в маленьком домике, но и этот дом вскоре пришлось покинуть. Когда в 1941-ом году началась война, семья Покровских попала в эвакуацию. Маленькая девочка Тома была напугана, когда их, как и еще одиннадцать семей, с мамой, маленьким братиком и сестренкой грузили в баржу, которая должна была переправить людей через Керченский пролив.

- Потом долго ехали поездом, - рассказывает Тамара Аркадьевна. – Поезд останавливался в разных населенных пунктах, и нас высаживали, потому что нельзя было всю нашу баржу поселить в одном месте. Ведь и жилье нужно было, и еду. Помню, с нами парнишка ехал молодой, у него куриная слепота была, он все держался, чтобы не упасть, и мы ему не упасть помогали.

Поездом ехали по Северному Кавказу. Недалеко от станции Невинномысская людей высадили и распределили по колхозам. Деревня, в которую поселили семью Покровских, была очень бедной. Тамара Аркадьевна навсегда запомнила, как голодно жили ее обитатели, как скромно они одеты, какие маленькие дома были. В один из таких домов их и заселили.

- Нас поселили к хозяевам, у них дом был, одна комната и кухня, и маленькая прихожая, куда всего два ведра с водой и убиралось. Воду брали, помню, из реки Кубани.

Голицино также не стало домом. Когда немцы начали наступать на Северный Кавказ, семья Покровских самостоятельно решила эвакуироваться дальше. Поездом доехали до Черкесска, но даже месяц не успели там прожить. Красная Армия стала отступать, и население пошло вслед за солдатами с чемоданами, узлами и рюкзаками. Люди собирались добраться до Нальчика, поэтому шли днем и ночью, несмотря на немецкие бомбежки. В горах красноармейцы вступили в бой с немецким десантом, а мирному населению приказали сойти в ущелье. Когда стрельба затихла, Тамара Аркадьевна с семьей потеряли направление. Попали вместо Нальчика в Кисловодск.

Кисловодск, как известно, был в оккупации (с августа 1942 по январь 1943), как и многие Советские города. Оккупация была снята спустя пять месяцев после начала, но война не закончилась, и Тамара Аркадьевна решила пойти на курсы медсестер, очень ей хотелось помочь Красной Армии. К тому времени была она семнадцатилетней девчонкой.

Окончив двухмесячные курсы, Тамара Аркадьевна была направлена в военный госпиталь, который был развернут на базе Кисловодского санатория. Однако, лишь увидев первые эшелоны с ранеными красноармейцами, осознала, насколько сложна и тяжела работа медсестры.

- Я сама всегда страшно боялась крови, даже палец порезать боялась, - признается Тамара Аркадьевна. -  Помню, когда я работала в сортировочном отделении, мы начали принимать раненых. Были со мной еще несколько сестер, опытные уже, даже на фронте с оружием бывали, тяжелораненых на руках носили. А мы были практикантками. К каждой приставили медсестру, и врачей там было несколько, двое-трое, наверное. Так вот, когда мы начали принимать солдат, я как увидела руку окровавленную - сразу упала в обморок. Потом очнулась и жутко испугалась, думаю, раз я такая боязливая, меня, наверное, не возьмут работать. Ничего подобного. Заведующий пришел и сказал, что я специально буду работать в перевязочной, чтобы не бояться. Так я и переборола свой страх.

Работая в перевязочной, Тамара Аркадьевна часто сдавала кровь для раненых. Когда была острая необходимость в донорах – почти каждый день. Так поступали все сотрудники госпиталя, и медсестры, и врачи.

- Сдали мы кровь, нас покормили, и никаких отгулов, никаких пайков, все, с утра до вечера – без выходных, - вспоминает Тамара Аркадьевна. - В госпитале-то фактически была столовая, нам там суп готовили. Больным солдатам – и первое, и второе, а нам только суп, мы были рады и супу. И хлеб, по-моему, 400 грамм хлеба.

Работая в перевязочной и часто сдавая кровь, Тамара Аркадьевна заразилась брюшным тифом. Она заболела надолго и очень сожалела, что не может оказывать медицинскую помощь тем, кто в ней так нуждается.

Когда война закончилась, Тамара Аркадьевна вернулась в Черноморское, но дом, который их семья оставила несколько лет назад, был разрушен. Жить было негде.

- Приехала к нам тетя и забрала меня в Москву. Она преподавала в институте и жила в общежитии. В Москве у нас родственников было много, но прописаться не получилось. Без прописки – и на работу не устроиться. Москва тогда вообще закрыта для нас была. Рейды ходили постоянные, помню, однажды милиционер пришел и говорит, мол, за 101-ый километр вас. Ну мне и пришлось уехать.

Уехала Тамара Аркадьевна в 1947-ом году к своему отцу, который жил в городе Ухта в республике Коми. К сожалению, отец не прожил долго и умер в 1948-ом году. Сказался тяжелый северный климат и испытания, выпавшие на его долю. Тамара Аркадьевна поселилась в маленькой комнатке в старом бараке и снова продолжила работать медсестрой. Вскоре она познакомилась со своим будущим супругом:

- Помню, я огородик картошки посадила.  И вдруг мне так попить захотелось, а напротив как раз акушерка жила, мама ее к ней приехала. Они меня увидели, повали в гости. Я зашла, а там он. Так и познакомились. Интеллигентный он был очень, добрый. И родители интеллигентные.

Так Тамара Аркадьевна и осталась в республике Коми. Вышла замуж, родила замечательных детей. Жизнь не дала ей возможности окончить высшее учебное заведение. В институт можно было поступить лишь с полным десятиклассным образованием, а у Тамары Аркадьевны классов так и осталось девять. Но, несмотря на это, она постоянно училась и несколько раз проходила курсы повышения квалификации. Трудовой стаж Тамары Аркадьевны – более сорока лет. Она работала и в детских яслях, и в городской поликлинике города Ухта, где и закончила  свой трудовой путь. Тамару Аркадьевну очень любили и коллеги, и пациенты. Добрая и заботливая, она всегда была очень уважаемым человеком в поликлинике. Работала с разными врачами, от физиотерапевтов до онкологов и помогла поправить свое здоровье сотням пациентов.

-  Когда был отец жив, они мечтали переехать в Краснодар, - рассказывает Ирина Альфредовна, дочь Тамары Аркадьевны. - Но ничего не получилось. Отец работал мастером на заводе, а потом он умер в 1972-ом году. Жизнь была тяжелая, здоровье подкосилось, и с болезнью он не справился.

Тамара Аркадьевна все-таки оставила республику Коми благодаря своим родным, которым очень приглянулся наш маленький городок. Уже несколько лет она живет на Бору, и ей здесь очень нравится.

Тамара Аркадьевна была награждена орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», так же есть медаль «Ветеран труда» и юбилейные медали за Победу в Великой Отечественной войне.

Тамара Аркадьевна Покровская не участвовала в боевых действиях. Но тем не менее, ее вклад в Великую Победу не стал менее значительным. Будучи хрупкой девушкой, Тамара Аркадьевна сдавала кровь для раненых красноармейцев, рискуя собственной жизнью. Она делала перевязки и лечила раны, не жалея сил. Она успокаивала солдат, внушала им надежду и помогала писать письма домой, любимым людям. И все это – молодая девушка, которой не было и двадцати.

Поэтому мы так свято чтим ветеранов Великой Отечественной: и тех, кто побывал на полях сражений, и тех, кто работал в тылу, из последних сил помогая армии и Родине. Мы чтим их подвиги, и наше уважение и память делают эти подвиги бессмертными.

Автор материала: ведущий специалист архивного отдела Екатерина Осипова. 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения