И никогда борчанин не трусил!
5 июля исполнится 80 лет со дня начала Курской битвы.
Ку́рская битва (5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) — совокупность стратегических оборонительных (5—23 июля) и наступательных (12 июля — 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов». Битва продолжалась 50 дней. Также, в историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории.
Благодаря подшивкам газет «Борская правда», хранящимся в архивном отделе администрации г.Бор, за 1943 год и 1993 годы мы можем узнать не только о Курской битве, но и ознакомиться с воспоминаниями его участника, нашего земляка из д.Блины Рожновского сельсовета, Григория Коновалова.
В подшивке газет «Борская правда» от 03.08.1993 года № 115 (11625) опубликованы воспоминания Г.Коновалова.
Автор статьи «Бесстрашный ротный» В.Мелешин подробно описывает Г. Коновалова и его воспоминания о ходе событий Курской битвы».
«…Девятнадцатилетний младший лейтенант, принял пулеметный взвод после окончания второго Московского пулеметного училища в Мозге, что в Удмуртии…
После окончания училища он был направлен в офицерский полк резерва народного комиссариата обороны в Москве, был гостем на первомайском параде на Красной площади и по рапорту с просьбой отправить его на передовую….Попал в 155-ю стрелковую (Московскую добровольческую)
Дивизию 27-й армии…
Стоял май, когда Коновалов прибыл к месту назначения. Здесь вовсю шли оборонительные работы. Сколько было перелопачено земли, сколько всего понастроено, сделано: траншеи, окопы, дзоты, доты с перекрытиями, ротные опорные пункты, блиндажи для личного состава, позиции для орудий и минометов, укрытия для техники и автотранспорта, командные и наблюдательные пункты, проволочные и противотанковые заграждения, минные поля.
Готовились к обороне населенные пункты и дороги. Впервые планировалось использовать минофугасы ….
Передний край обороны был извилистым, он благоприятствовал созданию огневых мешков, организации фланкирующего и косоприцельного огня. И, конечно, его сооружения придавали воинам уверенность…
К началу июля работы, сооружения были готовы. Наступило ожидание. Томительно ждали все – от командующих до солдат: когда же? А сводки Совинформбюро сообщали: «На фронтах ничего существенного не произошло». Но потом вдруг началось…
5 июля немцы пошли в наступление, началась Курская битва. А уже 6 июля Ставка приказала 27–ю армию…передать Центральному фронту. Дивизия уже было начала марш-маневр, чтобы ударить в сторону Малоархангельска и Понырей, как вдруг на ходу получила новый приказ: в связи с тяжелым положением наших войск в районе Обояни (Город в России, административный центр Обоянского района Курской области прим.автора Е.С.Никановой) . войти в состав Воронежского фронта. Не сомкнув глаз, без отдыха и передышки шли бойцы. Потом были бои…Все вокруг дрожало от грохота танков, разрывов тысяч снарядов, мин, бомб.
Дни стояли жаркие, солнечные, но солнце, то и дело скрывалось в густой непроницаемой пелене пыли и дыма. Горели вражеские и наши танки, горела пшеница на полях…Кожухи пулеметов нагревались до того, что в них закипала вода. Сверху бомбят, в почерневшем от дыма небе воздушные бои разгораются, то и дело идут на штурмовку «ИЛЫ»…Пулеметчики все время в бою, их главная задача –отсечь от прорвавшихся танков идущую за ними пехоту. Длинными и короткими очередями косят они фашистов. Но и наши потери большие…
К 19 июля наши части перемололи наступавшего врага и сами пошли в наступление. Трудным и сложным оказалось оно, да и губительным, что особенно тяготило и огорчало: доходило до того, что в пулеметных расчетах оставались единицы, а то выбывали и полностью расчеты…».
Как пишет автор статьи В.Мелешин: «С этой бойни, с Курской дуги, начались фронтовые годы Григория Коновалова. Он все больше и больше чувствовал в себе уверенность, силу, зрелость, в нем вырабатывалась командирская требовательность.
И никогда борчанин не трусил.
Да, наверное, и везло: прошел он через свинцовый ад Курской битвы живым, не раненым. За те бои смелый командир был отмечен медалью «За отвагу», для того периода –очень большой наградой.