Об округе
Административно – территориальное устройство
Городской округ город Бор имеет площадь 358,4 тыс. га, являясь вторым по величине муниципальным образованием Нижегородской области.
Расположен на левом берегу реки Волга. Граничит с городскими округами Нижний Новгород и Семеновский, Городецким, Воскресенским, Лысковским и Кстовским районами.
Численность постоянно проживающего населения – 117,8 тыс. человек. В том числе, городское население – 77,6 тыс. человек, сельское – 40,2 тыс. человек.
Округ включает в себя город Бор и 300 сельских населённых пунктов.
Административный центр округа – город Бор – находится в 20 км. от областного центра.
Памятные места. Природные памятники.
Государственный природный заповедник «Керженский» организован Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1993 года № 360 с целью сохранения биологического разнообразия природных комплексов южной тайги в бассейне реки Волги и является единственным в Нижегородской области. Общая площадь заповедника составляет 46868 га. Большая часть его - 37216 га - расположена в Борском районе на левом берегу реки Керженец, левобережном притоке Волги. Территория заповедника отнесена Рамсарской конвенцией к водно-болотным угодьям международного значения. Здесь обитают редкие и уязвимые виды птиц, внесенные в Красную книгу России: скопа, орлан-белохвост, змееяд, большой кроншнеп, серый сорокопут, кулик-сорока, беркут, журавль. Обычны в заповеднике медведь, рысь, восстанавливается численность ценных охотничье-промысловых видов, таких как лось, бобр, многочисленны глухарь, тетерев. Произрастают внесенные в Красную книгу России редкие растения.
Ситниковский орнитологический заказник. Его площадь 2,1 тыс. га. Заказник расположен в 8 км к северу от города Бор и включает в себя систему Ситниковских торфяных карьеров. Заказник создан для охраны крупнейшего в континентальной Европе поселения чайковых птиц: озерных чаек, сизых чаек, серебристых чаек, речных крачек, а также охотничьих и редких видов водоплавающих и околоводных птиц.
Государственный памятник природы района – болото Нюжемское 1. Площадь болота 1307 га. Болото Нюжемское-1 расположено на землях Затонского опытно-показательного лесхоза в пойме реки Нюжмы представляет собой типичное низинное черноольховое болото - место обитания нуждающихся в охране видов животных.
История
Первые поселения человека на территории Бора появились за 2 – 3 тысячи лет до нашей эры. Археологические раскопки и летописные материалы говорят о том, что по берегам реки Везлома обитали финно-угорские племена (в частности, мещера).
Первые славянские поселения в устье реки Ока появились в ХII веке. Их составляли в основном суздальские крестьяне, бежавшие сюда, спасаясь от непосильного феодального гнёта.
На месте падения речки Везлома в Волгу образовались слободки Везломская, Копытовская и Никольская, считающиеся прародиной Бора. Со временем жители слободок Везломская и Копытовская переселились в Никольско-Боровскую, которая позже в летописях стала называться Боровской. В XIV веке слободка Боровская преобразовалась в крупный населенный пункт – село Бор. Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи; третьи (старообрядцы-раскольники) жили за счёт подаяния своих благодетелей.
Во второй половине XIX века Бор представлял из себя большое торговое село. К 1887 году население Бора составляло более 1 400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год – 9 мая и 15 сентября – устраивались однодневные ярмарки.
Экономику села определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный – переработка шерсти, и металлический промысел – производство гвоздей, якорей и цепей.
Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ веке его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тысяч человек, и провозилось до 150 тысяч пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заречья.
В 1894 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”.
В течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н. Новгород – Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный край с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В этом же году село Бор стало рабочим посёлком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон имени К.Маркса, Борский перевоз, посёлок Моховые Горы.
В октябре 1929 года был утверждён эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошёл в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики № 6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.
Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла – межрайонным специализированным промышленным центром с рядом крупных предприятий.
Статус города - Бор получил в 1938 году. В настоящее время Бор – современный промышленный и культурный центр Нижегородской области. В 2023 году городу Бор исполнилось 85 лет.
Округ сегодня
По системе оценки районов, проводимой Правительством Нижегородской области по ряду экономических, финансовых и социальных показателей, городской округ г. Бор среди территорий Нижегородской области стабильно имеет высокий уровень социально-экономического развития.
Округ относится к индустриальным территориям.
Основные виды выпускаемой продукции: стекло строительное полированное, триплекс, сталинит, стеклопакеты, сварочные электроды, дегидрированные продукты питания, пластиковые пробки, поливинилбутеральная пленка, автомобильные аккумуляторы, чугунное и стальное литье, трубы электросварные, силикатный кирпич, стеклянная посуда, торфобрикет, мебель, шерсть, войлок, валяная обувь, торговое оборудование, пиломатериал, хлебобулочные и кондитерские изделия.
Символика
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И ОПИСАНИЕ
официального символа местного самоуправления городского округа город Бор Нижегородской области - герба (эмблемы) города Бор
В дореволюционной России свои официальные гербы имели 600 городов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 3000 городов, имеющих свои гербы.
Современная городская геральдика сравнительно молода. Ей еще нет и 80 лет. Москва стала первым городом, утвердившим в 1924 году новый, советский герб. Пионером горьковской городской геральдики стал город Дзержинск. Герб этого города был утвержден в декабре 1978 года решением городского Совета народных депутатов.
Почин Дзержинска был поддержан Бором. Отмечая 27 ноября 1978 года 40-летие присвоения Бору статуса города, его общественность выдвинула предложение о создании своего герба.
28 марта 1979 года решением исполкома горсовета был объявлен творческий конкурс на лучший проект герба. К конкурсу было допущено 13 авторов, всего было предложено 23 варианта будущей эмблемы. 11 мая 1979 года комиссия рассмотрела все варианты и утвердила проект, созданный архитектором Б.Брызгалиным и художником В.Мельниковым. На основе решения комиссии был создан эталон герба в цветном и черно-белом изображении.
Акт об утверждении рассмотрения конкурсных проектов герба г. Бор утвержден решением исполкома Борского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1979 года. Герб (эмблема) утвержден решением исполкома Борского городского Совета народных депутатов от 27 июня 1979 года.
Описание герба было опубликовано в газете "Борская правда" 30 октября 1979 года:
"Форма герба классическая, исторически сложившаяся (форма щита). Красно-голубое окаймление герба означает цвета флага РСФСР. Красный олень на серебряном поле - эмблема областного центра - города Горького. Золотое поле герба с лежащими на нем шестеренкой, колоском и веточкой хвои символизирует союз промышленности и сельского хозяйства, наличие в районе лесных массивов - красоты и богатства этого края. Синий круг и волна означают расположение города на берегу реки Волги.
Корпус парусника - название города. Штурвал - символизирует судоремонт, судостроение, а паруса - легкую промышленность, их форма - стекольную промышленность, предприятия стройиндустрии. Направление движения парусника означает неуклонное и планомерное развитие нашего города."
Изображения морских, речных судов присутствуют на гербах таких городов страны, как Мурманск, Воронеж, Туапсе и др. Оригинальность и неповторимость парусника на Борском гербе в том, что все его части расшифровываются в целый рассказ о городе.
Собственный герб избирается городом надолго, навсегда. Поэтому столь ответственен выбор эмблем, долженствующих образно охарактеризовать географическое положение, историю города, развитие его хозяйства. Найденные символы позволили гербу Бора не устареть ни композиционно, ни стилистически.
Простота, выразительность, лаконизм и ясность на небольшом пространстве щита стали гарантией того, что герб понятен каждому и выполняет свою функцию быть художественным паспортом Бора, его своеобразной и неизменной на долгие годы визитной карточкой.